Главная > История, Мир автомобилей, Технологии > Автомобиль: от чадящего чуда до любимца миллионов

Автомобиль: от чадящего чуда до любимца миллионов

Автомобиль угораздило родиться чуть-чуть раньше ХХ века. Но его рождение настолько назрело, что во многих странах почти одновременно разные изобретатели выезжали из своих гаражей, заводов и лабораторий на чадящих «самобеглых колясках и экипажах». При этом никто не удосуживался патентовать свои создания, и потому многие канули в Лету. А было их, изобретателей прообраза автомобиля, около четырёхсот.

Карл Бенц патентует свою «самобеглую коляску» с двигателем примерно в одну лошадиную силу 26 января 1886 года. Этот день и считается днём рождения автомобиля. После первых поездок Карла на чадящем, грохочущем чуде газета «Мангеймер цайтунг» написала: «Кого же заинтересуют такие предложения, пока есть в продаже лошади?» 1888 год, весна, – Берта Бенц, жена гениального мужа, чистит бензотрубки шляпной булавкой, изолирует электрический провод своим шёлковым чулком,а вот для укорочения растянувшейся цепи ей пришлось найти в посёлке кузнеца – это был первый в истории автомобиля ремонт. И первый в истории автомобиля автопробег, потому что Берта втихаря от своего гениального мужа стибрила его машину и, посадив в неё двух своих сыновей, проехала с ними 180 километров.Одновременно это стало и первой в мире рекламой автомобиля – после этого пробега о Бенце и его создании узнал весь мир. 1888 год – автомобиль Карла Бенца получает Большую золотую медаль на выставке в Мюнхене.
В первом десятилетии ХХ века эра самобеглых колясок превращается в эру самодвижущихся экипажей, модных среди европейской аристократии. На них уже проводятся гонки. Со старта уходит половина, а до финиша, который всего-то в ста с небольшим километрах, доходят единицы. Но это ещё не автомобили. Это сейчас вы поворачиваете ключик, секунда – и поехали. А сто с лишним лет назад процедура была длинная и смешная.
Итак, господин «шоффэр» подходит к каретному сараю, где среди карет стоит одна какая-то странная… Нет, давайте начнём с «шоффэра» – именно так писали и говорили наши далёкие предки. Вот цитата из популярного французского журнала «Иллюстрасьон» за 1898 год: «Немного страшный, по крайней мере, странный в своём наряде, «шоффэр» представляется нам новым существом,рождённым открытиями науки. Он едет, быстрый и презрительный, в шуме механизмов и сигналов, доходящих издалека. Он летит к намеченной цели, безумно увлечённый скоростью, вздымая позади себя вихри пыли и проявляя чудеса ловкости, чтобы обойти препятствия на дороге. Ибо настоящий «шоффэр» – это тот, кто участвует в гонках, организованных с целью продемонстрировать, что очень лёгкая повозка, движимая мощным мотором и управляемая очень ловким человеком, способна двигаться весьма быстро из одного пункта в другой».

Итак, страшный и презрительный шоффэр подходит к самодвижущемуся экипажу и перво-наперво устанавливает его «по возможности горизонтально» – так написано в заводской инструкции. Затем он берёт шланг и соединяет им глушитель с выпускной трубой. Затем наполняет бак бензином, поскольку его на ночь сливали, потому что никак не могли избавиться от подтеканий топлива. Затем шоффэр вставляет провод от магнето в свечу и открывает кран подачи бензина. Но тут же стремглав обегает машину, чтобы нажать иглу карбюратора и слить излишнее топливо, дабы его не поступило в единственный цилиндр очень много. После этих манипуляций шоффэр крутит рукоятку – кривой стартер – «примерно пять раз» – по инструкции. Потом приоткрывает сначала карбюратор, а потом специальный компрессионный краник, дабы спустить давление в цилиндре, иначе туда бензин не пойдёт. А вот потом – финишная прямая – опять вращать рукоятку до появления вспышек в цилиндре.

Как только движок завёлся, надо краником отрегулировать подачу топлива в него. Если же он не завёлся, надо выворачивать свечу и… что? Неправильно! Не калить её на огне паяльной лампы, потому что она сгорит, расплавится к чертям собачьим, а промыть и просушить. Бензин из карбюратора слить и… повторить всё в том же порядке. Но вот наконец двигатель заработал!

Ура!!! Шоффэр вскарабкивается на козлы и… Я уверен, что 99 из 100 современных шоффэров ехать на самодвижущемся экипаже не смогли бы без седельных тягачей – педали просто не продавливаются, руль поворачивается с огромным усилием даже на ходу, а у первых самодвижек руля вообще не было, а был длинный рычаг. Но вряд ли кто из нас догадается в это 125-летие автомобиля выпить за скромного американца, электрика компании «Националь» Чарльза Кеттеринга, который, засмотревшись однажды на кассовый аппарат, придумал стартер!
1901 год – «Мерседес» побеждает в гонках в Ницце, и с этой победой начинается эра автомобилей. 1902 год – в итоге переговоров петербургской фирмы «Леснер» с немецким «Даймлером» подписан договор о праве «Леснера» производить в России двигатели и автомобили системы… «Даймлер-Луцкой» (!).

А знаете ли вы, что в жилах самого первого «Мерседеса» текло немало русской крови? Что в «двигательной» эпохе наступили совсем другие времена, когда русский инженер, дворянин Борис Луцкой, догадался цилиндр расположить не горизонтально, а вертикально, а коленвал – внизу, под ним?

В гонке интеллектов Луцкой опережает даже самого Даймлера, создав в 1895 году двигатель почти в два раза мощнее! А на первой автомобильной выставке в Берлине были представлены аж три автомобиля Луцкого.
Поначалу немцы обласкали талантливого русского инженера двадцати пяти лет от роду: в 1890 году Луцкой – главный инженер крупнейшего в Германии «Нюрнберг Машиненбау». Затем он становится соучредителем «Европейского автомобильного союза»! Его компаньоны – Даймлер, Дизель, Лонер… Германское правительство поручает именно Луцкому представлять автомобильную экспозицию Германии на Парижской выставке 1901 года, и в том же году пред очи императора всея Руси Николая Второго Луцким представлены три «моторные телеги». За это конструктор был награждён орденом Святого Станислава. Все машины Луцкого были тут же куплены российским военным ведомством.

За год (!) до создания легендарного «Мерседеса» Борис Луцкой выкатывает в мир автомобиль «Феникс», напичканный конструкторскими решениями. И некоторые из них перекочёвывают в «Мерседес»: неудивительно – Луцкой-то
работает на Даймлера. В начале ХХ века Германия продаёт сотни машин по всему миру под маркой «Даймлер»; в Россию – под маркой «Даймлер-Луцкой». Когда же русский инженер потребовал, чтобы весь экспорт носил такую марку, ему отказывают. Затем исчезает марка «Даймлер», тем более что Готлиба уже нет в живых, и появляется марка «Мерседес». А сразу вслед
за этим пожар на заводе уничтожает оригиналы в металле и оригиналы чертежей – в мире нет сейчас ни одного подлинного «Мерседеса» выпуска 1901 года.
Судьба Бориса Луцкого круто меняется – в 20-е годы в Германии его арестовывают, при аресте он отстреливается, затем попадает в тюрьму, а потом следы его в этом мире теряются.
…Штаб-квартира «Мерседеса» находится в Штутгарте. Я спросил у пожилого экскурсовода:
– А знакомо ли вам имя русского инженера Бориса Луцкого? Он работал вместе с Даймлером над первым «Мерседесом».
– Нет, сэр, – ответил он по-английски, – русские в создании «Мерседеса» не участвовали…
История первого российского автомобиля началась в 1893 году в Чикаго, на всемирной выставке, где демонстрировался автомобиль «Бенц» модели «Вело».
В Америке, заметьте, тогда своих автомобилей не было. «Бенц» привлёк внимание двух петербуржцев – владельца завода керосиновых и газовых двигателей Евгения Александровича Яковлева и управляющего фабрикой конных экипажей Петра Александровича Фрезе. И в 1896 году первый российский серийный автомобиль был представлен на Нижегородской ярмарке.
Запись в дневнике императора Николая Второго: «Смотреть не на что, за границей лучше». Но раз продукция Яковлева и Фрезе приносила прибыль – они продолжали её производить. Однако Яковлев вскоре,в 41 год, умирает. А Фрезе в 1905 году создаёт невиданный автомобильный поезд, где от двигателя внутреннего сгорания работают колёса и генератор, который вырабатывает ток, вращающий колёса шести прицепов! Но городской управе такой поезд не понадобился, Фрезе в отчаянии продаёт его французской фирме «Де Дион Бутон». Николай Второй покупает «французский» поезд, и российская пресса восхищается им, расписывает, как поезд «трудится» на благо царя…В 1907 году на Первой Международной автомобильной выставке Фрезе получает Большую золотую медаль «за производство кузовов и распространение автомобилей в России», а через три года продаёт свою фирму. Грустным было рождение, грустной стала и судьба русского автомобиля.
1908 год, Великобритания, – при скоплении тучи журналистов три «Кадиллака К» заехали в сарай, были тут же разобраны, их запчасти на глазах честной публики были перемешаны, и через пять часов из сарая… выехали три «Кадиллака»!
Что это значило? Впервые машины стали делать из одинаковых – до сотой доли миллиметра – деталей. До той поры каждый автомобиль был эксклюзивен до последней гайки. Мы знаем о Форде только то, что он придумал и автомобиль, и конвейер. Нет, Форд сделал гораздо больше: он дал автомобиль миллионам. И первый в этом ряду – «Форд-Т», прозванный в США «Жестянка Лиззи» только потому, что машина была проста, дешева и дала возможность перемещаться легко и с удовольствием.
Если верно утверждение, что Америку создал автомобиль, то отцом Соединённых Штатов является Генри Форд. Когда в 1896 году имя 33-летнего Форда впервые мелькнуло в автомобильном мире, всем этим миром выпускалось лишь несколько десятков машин в год. Когда же через сорок лет Форд снял свой легендарный «Форд-Т» с производства, на земном шаре выпускалось в год более тридцати миллионов машин, половину из которых сделал он.
Сын фермера, став инженером знаменитой фирмы «Эдисон», построил свой первый автомобиль, который ничем особенным от остальных не отличался. В то время братья Стенли, Ренс Олдс, Генри Лиланд, братья Додж все бились друг с другом насмерть: никому до конца ещё не было ясно, что победит: пар, бензин, аккумулятор?
Форд был болен сумасшедшей идеей – выпускать не тысячи, а миллионы машин в год, пуская их по движущейся ленте, где каждый рабочий ставит на каждую машину только одну свою деталь, узел, а не собирает автомобиль от начала и до конца, как это делается повсюду Расчёты по конвейеру ошеломили. Если у Олдса уходит на один автомобиль примерно час, то ему, Форду, понадобятся минуты!
В 1908 году были собраны первые опытные образцы бессмертного «Форда-Т». Вес машины удалось сделать в 3–5 раз (!) меньшим, чем у конкурентов, что позволило ей развивать скорость до 80 километров в час. Высокопрочная рама из новинки – ванадиевой стали – обеспечила машине прочность и долговечность при весе всего 550 килограммов.
Разогнать её до приличной для того времени скорости мог всего-навсего 20-сильный двигатель объёмом чуть меньше трёх литров, четыре цилиндра которого были выточены в едином блоке, а не были разделены или спарены, как это было тогда принято; топливо из бака подавалось самотёком, поскольку бак стоял выше двигателя, под сиденьем; вместо аккумулятора – магнето; двухскоростная планетарная коробка передач, две поперечные рессоры вместо двух продольных. И при всём этом машина имела целых пять мест!

Форд, конечно, слегка хитрил, назначая низкую цену на так называемую базовую комплектацию, то есть – «голую» машину. Старина Генри заставлял оплачивать дополнительно такие «предметы роскоши», как запасное колесо, фонари, сигнал, инструмент. Сначала все «Форды» красились самой дешёвой – чёрной краской, но и из этого недостатка фирма смогла извлечь плюсы, придумав элегантный и слегка хулиганский слоган: «Вы можете купить у нас автомобиль любого цвета при условии, что он – чёрный». Правда, позже «Форды-Т» стали и купе, и двухместными спортивными машинами, и красились они уже в разные цвета, но восхищение брендом осталось навсегда.
Такой машины мир ещё не знал. Но что самое потрясающее – её цена составляла всего 850 долларов! Это был триумф. Разгром конкурентов. Оставалось лишь запустить чудо в производство. Форд мобилизовал все свои капиталы, капиталы друзей и компаньонов. Решил поставить всё на одну клетку в рулетке судьбы.
Но его компаньонов не привлекала массовость выпуска. Они считали, что лучше меньше машин, но каждая – дороже. Форд, реально видя миллиардные прибыли, просто откупился от них и стал монополистом.
В 1914 году его конвейер двинулся. За 19 лет с него сошло 15 миллионов «Фордов-Т». Их цена стремительно… уменьшалась! С 850 долларов до 480, затем и до 290 долларов! Сбылась мечта Форда: каждый его рабочий мог купить то, что выпускает. Нули материализовались – и он стал богатейшим человеком мира.
Через два года «Форд-Т» начали выпускать в Великобритании, через пять лет – в Германии. Именно эта марка сделала автомобиль любимцем ХХ века.
Рекорд был побит почти через полвека – и каким автомобилем, как вы думаете? Да, это был «Фольксваген-Жук», и здесь начинается совсем другая история. Сейчас на земном шаре производится около 65 миллионов автомобилей в год, а автопарк приближается к 700 миллионам штук.
В мире насчитывается около 600 млн автомобилей – по одному на каждые 11 жителей нашей планеты.
В начале 1900 года количество авто едва достигало 4 тыс.
Сегодня в ежегодное мировое производство составляет около 60 млн.
В 2009 году выпущен 61 млн легковых и грузовых автомобилей
На автотрассах США “бегают” почти 230 млн “железных коней”, а в странах ЕС – 210 млн. В Китае – 176 млн, в Индии- 120 млн.
Юрий Гейко

“Чудеса и Приключения” № 02, 2011

Понравилось? Можешь куда-нибудь сохранить:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • Блог Я.ру
  • Блог Li.ру
  • Одноклассники
  • Blogger
  • email
  • RSS
  • Yahoo! Bookmarks

История, Мир автомобилей, Технологии

Интересные статьи

  1. Пока что нет комментариев.